«Фишка» в подходах, или Как мы сначала разбирались в проблемах сортировки вторсырья, а потом и сами собирали в городе бутылки

«Фишка» в подходах, или Как мы сначала разбирались в проблемах сортировки вторсырья, а потом и сами собирали в городе бутылки

Тема переработки вторсырья для Беларуси не нова: мусороперерабатывающие заводы есть во многих городах страны. Посыл понятен – чем больше вторсырья уйдет в хозяйственный оборот, тем меньше его будет захоронено на полигонах. Это – и экономическая эффективность, и забота об экологии одновременно. И пока о глобальных тенденциях в области переработки мусора регулярно идут потоки новостей, мы решили в локальных масштабах посмотреть, как мусор собирается, сортируется и… продолжает лежать на земле.


Уверенными шагами

О раздельном сборе мусора в стране заговорили в начале 2000-х. И теперь уже трудно представить площадку сбора коммунальных отходов возле домов без разноцветных контейнеров для «бумаги», «пластика», «стекла». В Беларуси существует и Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года. Главной ее целью является минимизация вредного воздействия ТКО на здоровье человека, окружающую среду и вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот. Полнее воссоздадут картину и некоторые цифры: по оценкам международных экспертов в мире ежегодно собирается около 1,3 млрд тонн коммунальных  отходов. То есть, каждый день образуется 3,5 млн тонн отходов в мировом масштабе.

Приблизительные подсчеты говорят о том, что каждый белорус ежедневно образует 0,4 — 0,9 кг отходов. И это значит, что их нужно куда-то вывезти и захоронить. Так и образуются полигоны для захоронения ТКО. Но их резервы небезграничны. К тому же даже школьники расскажут о том, какое отрицательное воздействие они несут земельным ресурсам, грунтовым водам, окружающей растительности, да и атмосфера из-за выделения токсичных соединений от разложения мусора чище не становится. «Меня это не касается», – могут воскликнуть некоторые. Но… еще как касается.

Зачем нам столько мусора?

С начала этого года владельцам частных домов на Шкловщине стали выдавать бесплатные контейнеры для раздельного сбора мусора. У тех, кто живет в многоквартирных домах, вопросов вообще не наблюдается. На практически каждой мусорной площадке есть возможность самостоятельно рассортировать то, что уже было использовано. В разные дни недели специальная машина забирает определенный вид отходов из этих контейнеров и отвозит на участок по сбору и сортировке вторичных материальных ресурсов (или коротко ВМР). Расположен он по дороге к единственному в городе полигону ТКО вблизи пожарной части. Здесь отходы еще раз сортируются, прессуются и отправляются ожидать доставки на перерабатывающие заводы. Кажется, все просто, но…

011.jpg

«В отходах пластика, макулатуры, стекла, которые выгружают, можно найти все, что угодно – там и тряпки, и подгузники, и доски», – делится наблюдениями мастер участка Александр Федоров. За пять лет работы здесь, говорит, чего только не увидишь среди того, что выбрасывается в контейнеры, на которых большими буквами написано, для чего именно они предназначены.

На пункт сортировки поступают ВМР из разных источников. Это те, что сдают организации, и которые выбрасываются населением в контейнеры для раздельного сбора. В общую массу идут ВМР, которые люди привозят сюда сами и получают за них деньги, и поступающие с полигона. Изо дня в день работающим здесь приходится отсортировывать вручную сотни килограммов того, что люди считают мусором: стекло, ПЭТ и макулатуру.

Наглядно количественное деление ВМР в килограммах на начало текущего года выглядит так:

Снимок.JPG

По факту выходит, что поступления от первичной сортировки не сравнятся с тем, что находится на полигоне. К примеру, если за январь-февраль на участок поступило чуть более 4 кг стекла от населения, 2,5 тонны от организаций, то 16 тонн были выброшены в мусор вместе с обертками, пищевыми отходами и прочим.

«Думаете, им нравится ковыряться в мусоре?»

Вместе с Александром Федоровым отправляемся прямиком на полигон. По дороге он говорит о том, что в день на захоронение свозится примерно 20 тонн коммунального мусора. Он выгружается отдельно. Чтобы работники полигона вручную сделали за хозяев то, что те не смогли самостоятельно – отделить от бытовых отходов изделия, что можно использовать повторно. Кучи отходов, а это то, что находилось в «мусорках» по всему городу, выгружаются на движущуюся ленту сортировки. На ней работники выбирают ПЭТ-бутылки, бумагу и стекло. И как финальный аккорд: после того, как уже отсортированный мусор уйдет непосредственно на полигон для захоронения, его еще раз пересмотрят, чтобы исключить попадание на него сырья, которое можно использовать повторно.

«Здесь работают нормальные люди, все имеют семьи, детей», – заключает Александр Иванович, добавляя риторический вопрос: «Вы думаете, им нравится ковыряться в мусоре?»

Александр Федоров рассуждает над тем, как привить культуру раздельного сбора мусора гражданам. Как, например, в Германии, где люди самостоятельно сортируют мусор, а не сбрасывают в один контейнер абсолютно все. Может, дело в экологическом сознании? Или поможет введение внушительных штрафов за неправильное обращение с отходами?

«Им за это деньги платят»

Держу пари, что в этой фразе кто-то узнал себя или своих знакомых. «Ну что с того, что я выброшу пустую бутылку, есть же дворники», «Ой, ну что от одного пакета станется, некогда его на «мусорку» нести», «Не я первый, не я последний», – не исключено, что из-за подобных оправданий, ну, или просто в силу привычки люди оставляют мусор там, где его быть не должно. Мы, например, давеча нашли «кладбище пластиковых бутылок». В черте города, в живописном месте, где постоянно ходят люди. И вроде как достаточно щелкнуть фотоаппаратом, позвонить коммунальникам, и они приедут, уберут. Как обычно, сделают это вместо того, чтобы благоустраивать весной город и сажать цветы.

0H9A8825.JPG

«Им за это деньги платят», – обязательно кто-то возразит. А это, между прочим, одна из самых обидных фраз для коммунальников. Одно дело следить за порядком, где предусмотрен сбор отходов, и совсем другое – искать в кустах несанкционированные свалки. В этот раз мы решили лично последовать своим же призывам и воплотить в действие девиз «Где живем – порядок наведем».

За магазином «Серебрянка» есть спуск, который ведет к берегу Днепра. В этом месте то и дело собираются любители рыбалки (по крайней мере, замеченные нами мужчины были с удочками), чтобы, так сказать, воссоединиться с природой. И здесь же, как грибами в самый урожайный год, все усыпано пластиковыми бутылками. Исключительно пластиковыми бутылками. Возможно, кто-то именно так решил оставить после себя след. А мы решили убрать мусор.

0H9A8833.JPG

Вооружившись пакетами и перчатками, мы приступили к сбору бутылок. Разнообразие впечатляет: находились тары от минералки, сокосодержащих напитков и даже из-под кефира, но рейтинг популярности возглавили пивные бутылки. Около часа мы целенаправленно лазили по кустарникам и ходили вдоль прибрежной полосы, чтобы помочь природе избавиться от хлама. Мужчина, ловивший рыбу, заметивший процесс уборки, видимо, решил нам не мешать и быстро ретировался.

0H9A8841.JPG

И даже когда казалось, что все убрано,  где-то вдалеке предательски виднелось очередное пластиковое изделие, словно намекая на то, что бутылки здесь как появлялись, так и будут впредь.

0H9A8873.JPG

Пособирав пластик в пакеты, мы отвезли его прямиком на участок сбора и сортировки. Ради интереса взвешиваем «улов» – 4,2 кг. Но важнее, что пластик, который вскоре отправится на переработку, не будет лежать на земле и травить окружающую растительность. «Главное, чтоб опять не набросали», – мелькает мысль, которая тут же разбивается под взглядом фотокорреспондента. Да куда там.

0H9A8842.JPG